Поскольку мир постоянно развивается и усложняется, появляются новые специальности, становятся востребованными новые компетенции, а полученные ранее знания и умения быстро устаревают и теряют свою актуальность, одной из важнейших задач современного образования становится формирование универсальных учебных действий (универсальных компетенций). Акцент смещается с передачи конкретной, узконаправленной информации на развитие у обучающихся готовности и способности эту информацию самостоятельно искать и далее применять в соответствии со стоящими перед ними учебными, профессиональными и жизненными задачами, а также – способности критически эту информацию осмыслять, творчески перерабатывать и дополнять, участвовать в продуцировании нового знания.
Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед старшеклассниками и выпускниками школ, и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Определиться с индивидуальной образовательно-профессиональной траекторией помогает реализация и участие в ряде проектов запускаемых в школе.
«Билет в будущее»
Проект по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций «Билет в будущее» (далее – Проект) решает задачу повышения готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. Федеральным оператором Проекта является Фонд гуманитарных проектов.
В рамках Проекта обучающиеся участвуют в ряде профориентационных мероприятий:
интерактивных уроках; разных видах профориентационной онлайн-диагностики;
мультимедийных выставках и т.д. Важным элементом профориентационной работы,
наряду с перечисленными мероприятиями, является участие обучающихся в профессиональных пробах, где они имеют возможность испытать свои силы в интересных для себя профессиональных сферах: выточить деталь, написать код для программы, испечь торт, сделать чертеж, оказать медицинскую помощь и т.п.
По итогам участия в профессиональной пробе на электронном ресурсе (Платформе) обучающийся заполняет анкету обратной связи. На основе участия во всех мероприятиях Проекта система формирует рекомендацию по построению образовательно-профессиональной траектории. В проекте принимают участие обучающиеся разного возраста и уровня готовности,
в т.ч. с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Выделяется три возрастных категории участников: обучающиеся 6-7, 8-9 и 10-11 классов.
Открытые уроки «Проектория»
С целью ранней профориентации, и достижения результата федерального проекта «Успех каждого проекта» национального проекта «Образование» (Распоряжение Минпросвещения России от 10.08.2022г. № Р-186 «Об утверждении плана проведения открытых онлайн-уроков, реализуемых с учётом опыта цикла открытых уроков «Проектория») в школе организован показ выпусков «Шоу профессий».
Ссылки на выпуски:
Вк: https://vk.com/showprofessions
Сайт: https://шоупрофессий.рф/
Дни открытых дверей учебных заведений и предприятий города.
Учитывая значимость профессионального ориентирования школьников учащиеся школы посещают Дни открытых дверей учебных заведений города.
Основная цель мероприятий заключается в информировании и знакомстве школьников, в том числе из категории лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также их родителей о возможностях получения востребованного регионом профессионального образования.
Участники ДОД получат информацию о направлениях подготовки и специальностях, о возможностях саморазвития обучающихся, о потребностях региональной экономики, о перспективных инженерных профессиях будущего. Это позволит школьникам определиться с выбором профессии и с построением траектории своего дальнейшего образовательного маршрута.
Акция «Неделя без турникетов» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профориентационное информирование о деятельности ведущих предприятий России и популяризацию инженерных профессий и специальностей, востребованных на промышленном производстве. Основная идея проекта заключается в непосредственном знакомстве школьников, студентов, их родителей и педагогов с работой предприятий, расположенных в их регионе. Особенностью такой формы профориентационной работы является максимальная доступность информации и возможность общения с ведущими сотрудниками и специалистами предприятий.